sassik (sassik) wrote,
sassik
sassik

Про тачки


01

На первый неискушенный взгляд, китайская тачка ничем не отличается от нашей родной европейской — две ручки, одно колесо. А вот и нет, принципиальное отличие в том, что у китайской тачки большое колесо находится по центру всей конструкции. Это отличие позволяло одному китайскому рабочему перевозить в три, а то и в шесть раз больший груз, чем могла перевозить европейская тачка с одним маленьким колесом спереди. Все дело в распределении веса груза — у европейской значительную часть этого веса несет в руках человек, у китайской же он весь лежит на колесе. В этом плане, ее конструкция близка к совершенству.
Ни в греческой, ни в римской истории нет однозначных упоминаний об одноколесных повозках. Первые достоверные упоминания о тачке в западном мире появляются лишь в начале тринадцатого века, и с тех пор она использовалась исключительно для перемещений грузов на короткие расстояния. На Востоке же она вовсю использовалась и на средних, и на дальних расстояниях, перевозя как грузы, так и людей — и все благодаря удачному расположению колеса. Вот вам немного древнеинженерной магии: если груз весит 100 кг, то европеец с тачкой несет на руках 50 кг, а хитрый китаец — ничего (работа по толканию и рулению одинакова). А вот вам немного магии социоинженерной: тогдашние вьючные животные могли перевозить от 50 до 150 кг, но стоили денег, их нужно кормить, лечить, погонять, охранять отдельно от людей, то есть два носильщика с дешевыми тачками давали фору любому ослу. Такая тачка оставалась наиболее эффективным транспортным средством вплоть до промышленной революции, особенно если учесть, что наиболее трудоемкая ее часть, — колесо, — здесь лишь одно (в отличие от телег, карет и бричек ).


Весь текст отсюда


02




Европейские тачки того же периода ( ну , может кто не помнит , как выглядит ) :
03

04


Но самое главное — это дороги. Классическая европейская дорога, еще со времен Рима, представляет собой широкую (ширина двуколки умножить на два плюс место для обгона) мостовую — крайне дорогое в строительстве и эксплуатации сооружение. У китайцев все много проще, достаточно замостить своеобразную «рельсу» под одно колесо (ну и пару ног). Экономия на строительстве — раз, экономия земли — два, меньше дорога — меньше налога, это три. Весь Китай был пронизан тысячами таких хорошо мощеных дорожек. Увы, промышленная революция сдула китайские тачки с этих дорожек, и заменила их более современной вещью — велосипедом.
05

06

07


Разумеется, как и любое изобретение, китайская тачка была объектом усовершенствований, как вам парусная тяга? :
08

09


Как и все инновационные технологии, китайская тачка появилась на свет как военная разработка, да такая удачная, что хранилась в секрете долгое время. Первые ее упоминания относятся к продовольственному снабжению армии, а также использованию ее в качестве хорошего фортификационного средства.
Есть мнение, что Европа не изобрела и не применяла такие транспортные средства не потому, что система образования, или господствующая религия, или анатомия с физиологией европейца не позволяли это сделать, а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе. И еще: в средние века тягловой силы (вьючных животных) в Европе на душу населения было вдвое больше.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


Девайсы используются и сейчас :

25

подробное исследование ( на английском )


Tags: china, девайсы, открытки, полезные вещи, транспорт, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments